ФОРМУЛА: диктант проводится по базовым вопросам (5—7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов —1—2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы. Затем 2—3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.
ДИАЛОГ
— Как часто следует проводить фактологический диктант?
— Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях:
а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта (номер базового листа) объявлялась за неделю);
б) в начале работы с "разболтанными" классами, которые нужно было ввести в рабочее русло. В некоторых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала — "писк и ропот". Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.
— Но ведь это бешеная нагрузка на учителя — проверить столько работ?!
— Нет, если применить следующий прием:
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
ФОРМУЛА: проверять работы учеников выборочно.
Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: "перетасовал и вытащил". Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5—6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один "подводный камешек". Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в "список избранных".
ДИАЛОГ
— Разве этот прием применим только к фактологическому диктанту?
— Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкновенному орфографическому диктанту, например.
ТРЕНИРОВОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ФОРМУЛА: учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ
ФОРМУЛА: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-КОНТРОЛЬНОЙ
До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.
Во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
После: работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки:
а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;
б) небольшое обсуждение по вопросам учеников;
в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5 "плюсиков" — "4", не менее трех — отметка "З";
г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.
ДИАЛОГ
— А если будут обманывать при самопроверке?
— Если еще не выстроились доверительные отношения с классом, не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.
Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail
--- Для ссылок: Гин А.А. Приемы письменного контроля // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 18 марта. http://www.eidos.ru/journal/2000/0318-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Приемы устного опроса
БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.
Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.
ДИАЛОГ
— Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?
— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.
— А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.
— Хорошо, если есть такая возможность.
Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него "под микроскопом". Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку. другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.
Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знающие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей активности и якобы знания. В-третьих, рискующие — а вдруг не спросят, а если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается "стон великий" — как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель "для справедливости" начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая за "ристалищем". К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание сразу следует расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее...
А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли "А, все равно не спросят", то ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники-середняки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.
К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется — ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:
СВЕТОФОР
"Светофор" — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают 'светофор' красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — "Знаю!"
ДИАЛОГ
— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?
— При использовании "светофора" ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя "светофором", ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: "Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато "светофор" дал мне уверенность на экзамене и "зеленый свет" в институт".
— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?