Презентации Стива Джобса – это демонстрация высочайшего уровня в ораторском мастерстве и организации перформанса. Его выступлений всегда ждали с таким же нетерпением, как и новинок от Apple. Выступления Стива Джобса всегда были похожи на театральное представление, которое информирует, развлекает и вдохновляет аудиторию. Поэтому первый шаг к успеху в презентации – это создание истории. Следующие семь важных принципов помогут вам в этом. Принцип 1 Начните с бумажного листа. Обдумайте и набросайте на бумаге эскизы, запишите сценарий. Потратьте на это большую часть времени, прежде чем начать создавать презентацию на компьютере. Принцип 2 Любой слушающий вас человек хочет знать: «Как это затрагивает лично меня?». Ответьте на этот главный для него вопрос! Начав свою презентацию с ответа на этот вопрос, вы сможете удержать внимание слушателей и увлечь их за собой. Сфокусируйте все внимание на преимуществе вашего продукта, идеи. Донесите до слушателя эту главную идею предельно просто, избегая научных и профессиональных терминов. Как минимум дважды повторите ее в течение презентации. Принцип 3 Ваша страсть к обсуждаемому продукту или идее должна быть очевидна. Найдите возможность озвучить ее. Подумайте: «Что на самом деле я предлагаю?» – речь в данном случае идет не о самом продукте или идее, а о том благе, которое он принесет слушающим вас людям. Вы продаете мечту в лучшее будущее! Попробуйте сформулировать в одном предложении причину, по которой вы испытываете истинное удовольствие от работы с этим продуктом (если вы его, конечно, испытываете). Принцип 4 Очень важная часть вашей презентации – это заголовок. Потратьте время, чтобы тщательно его продумать. Задача заголовка – захватить внимание аудитории, объяснить ей, почему она должна выслушать все остальное. Создайте заголовок длиной в одну строку, который наилучшим образом отражал бы главное преимущество продукта. Он должен быть конкретным, запоминающимся и построенным в последовательности: подлежащее, сказуемое, дополнение. Такие заголовки из-за их длины – не более 140 символов – называют твиттероподобными. Такой заголовок отражает ответ на главный вопрос пользователя: «Зачем мне это нужно?». Он предлагает вашей аудитории видение лучшего будущего! Вокруг него будет строиться вся оставшаяся часть выступления. Принцип 5 В начале презентации нарисуйте словесную «дорожную карту», которая поможет вашим слушателям следить за историей. Она должна состоять из трех ключевых пунктов, связанных с вашим продуктом, так как человек не способен удержать в своей краткосрочной памяти больше 3-4 пунктов. Подберите метафоры или аналогии к каждому пункту – это сделает ваш сценарий более привлекательным. Принцип 6 Представьте аудитории проблему, нуждающуюся в решении. Потратьте некоторое время на ее подробное описание, дав аудитории прочувствовать проблему. Сделайте ее как можно более осязаемой. Принцип 7 Затем простым и ясным языком расскажите, как решение этой проблемы с помощью вашего продукта или идеи сможет улучшить жизнь ваших слушателей. Помните при этом принцип 3. Принцип8: правило десяти минут Через десять минут выступления аудитория устает вас слушать, так как мозг слушателей устает. Это факт, подтвержденный исследованиями в области физиологии человеческого мозга и его способности к восприятию. Мозг постоянно ищет новые стимулы. Дайте их ему! Включая в свою презентацию демонстрации, показ видеороликов, интервью, перемежая все это с информационными десятиминутными блоками. Тем самым вы сделаете антракт и дадите мозгам ваших слушателей небольшую передышку. Принцип 9 Упрощение. Простота стала важнейшей концепцией, которой Стив Джобс придерживался в том числе в подготовке слайдов для презентаций. Каждый слайд должен быть простой и наглядный. Тогда он направит внимание аудитории в нужном направлении – на спикера. В презентациях на слайдах рекомендуется использовать изображения. Простым и понятным должно быть и описание продукта. Принцип 10 Оживите статистику. Используя цифры для поддержания главной темы, следите, чтобы аудитория не утонула в их количестве. Позаботьтесь, чтобы данные были конкретными и значимыми. Обсуждайте их в контексте, связанном с жизнью ваших слушателей. Сделайте их более наглядными, используя аналогии. Принцип 11 Используйте живые слова. Один из секретов Стива Джобса заключался в том, что он говорил понятным языком, свободным от технического жаргона. Используйте описательные дополнения, чтобы выразить свой энтузиазм в отношении продукта. Принцип 12 Поделитесь сценой. Стив Джобс редко оставался на сцене один, его выступления – это не театр одного актера. Убедитесь, что у вас уже есть потребители, которые протестировали продукт, и вставьте их отзывы в вашу презентацию. Это можно сделать, сняв на видеокамеру говорящего о вашем продукте потребителя и отредактировать его речь до продолжительности в 2 минуты. Не забывайте в течение презентации выражать благодарность работникам, партнерам и потребителям. Принцип 13 Оснастите свою презентацию реквизитом. Демонстрации помогут создать эмоциональную связь с аудиторией и найдут отклик в сердцах аудиалов, кинестетиков, визуалов и дигиталов. Демонстрация должна быть короткой, по существу, яркой и захватывающей. Принцип 14 Создайте незабываемый момент в вашей презентации. Выявите одну тему, которую вы хотели бы запечатлеть в умах слушателей. Ведь цель выступления – создать впечатление, переживание, дать название происходящему. Поэтому подготовьте для ваших слушателей сюрприз и преподнесите его в тот момент, когда они думают, что уже все узнали и все увидели! Этот момент должен быть тщательно запланирован, тогда он достигнет максимального эффекта. Растите в мастерстве Мы перечислили принципы, которые Стив Джобс применял в своих выступлениях. Помимо них, для успешного выступления также требуется следующее. - Учитесь выступать со сцены. То, как вы говорите, порой даже важнее того, что вы говорите. Обратите внимание на язык вашего тела: сохраняйте открытую позу, используйте жесты. Оживите ваш текст с помощью голоса, меняя его громкость и темп. Запишите себя на камеру и проанализируйте, что вы можете улучшить.
- Добивайтесь непринужденности в ваших выступлениях. Чтобы преодолеть боязнь сцены, нет лучшего лекарства, чем неустанная тренировка. С помощью записей выявите неправильные жесты, слова-паразиты, пусть кто-то вам поможет в анализе записей вашего выступления.
- Внешний вид. Одевайтесь не так, как требует ваше нынешнее положение, а так, как лидер, которым вы хотите стать. Ваша одежда должна быть соответствующей культуре и ситуации.
- Контакт с аудиторией. Не читайте с листа. Стив Джобс выглядел так, как будто просто разговаривает со сцены.
- Наслаждайтесь своим выступлением! Вы не только предоставляете информацию, но и развлекаете слушателей. Помните, что даже самые лучшие планы могут временами срываться, и не допускайте, чтобы это выбило вас из «седла». Научитесь улыбаться со сцены и наслаждаться общением с аудиторией.
|